Маленький капризуля! Как преодолеть кризис 1 года
Эта статья будет посвящена кризисам возрастного развития (в частности кризису 1 года), т.е. нашим деткам и тому, как помочь им и нам, взрослым, преодолеть этот непростой период.
С того момента как родился ребенок, в семье происходит ряд изменений, как с самим ребенком, так и с семьей в целом. Причем до того как семья привыкнет к изменениям в ней, ей неминуемо приходится прожить нелегкие испытания, которые в психологии называют кризисами. О семейных кризисах мы поговорим отдельно. После того, как семья привыкает к пеленкам, бутылочкам и бессонным ночам, успешно пройдя кризис новорожденного, следующим шагом станет кризис 1 года. В этот период малыши начинают осваивать новые умения. Ребенок начинает учиться ходить и говорить. Основным тезисом этого периода может стать фраза: «Я есть». Малыш понимает, что он(она) и его мама не одно целое, он(она) имеет право на самостоятельность. Но и в этом же основной страх ребенка – «если я и мама не едины, то я могу остаться один(одна)». В этот период с осторожностью стоит отдавать ребенка на занятия куда-либо или в ясли.
Приходя в новое учреждение:
• Дайте ребенку освоиться, приходите заранее, до начала занятий, позвольте посмотреть, пощупать окружающие предметы.
• Первое время старайтесь присутствовать рядом, чтобы ребенок успел привыкнуть к новому человеку.
• Если вы оставляете малыша где-то не уходите тихо, «тайком», как только вы уйдете ребенок почувствует ваше отсутствие и это может закрепить страх – «мама меня бросила, обманула, ушла». Уходя, прощайтесь с малышом, и переключайте на игру с тем человеком, с которым он остается.
• У ребенка иное восприятие времени, учитывайте это, оставляя его с кем-то.
• Если ребенок плакал, капризничал в ваше отсутствие, не расстраивайтесь и не извиняйтесь перед няней (воспитателем, педагогом) – это нормально. Ваша эмоциональная поддержка, мягкий голос, объятие помогут успокоиться и малышу, и Вам.
В этом возрасте ребенок учится говорить. У него есть своя определенная система звуков. И хорошо, если Вы ее понимаете. Иногда бывает, что у ребенка появляются новые слова, но вы не можете понять, что это значит.
Чтобы их понять проследите все объекты, которые ребенок называет этим словом.
Например, появилось слово «ку», когда вы гуляли в парке. А потом это слово появляется вновь, дома, в гостях. Посмотрите, какие свойства есть у предметов, которые просит малыш. Он(она) может объединить этим словом все пушистое, мягкое, блестящее, жидкое и т.п. Например, в парке была сладкая вата, а дома плед или игрушка, в гостях кошка…
В разговоре с ребенком старайтесь не коверкать речь, говоря «детскими» словами. Это все равно, что учить ребенка ходьбе, встав на четвереньки.
Малыш учится на вашей речи, важно это учитывать.
При этом, пусть вас не расстраивает, если ребенок не выполняет речевых инструкций других людей, ваш ребенок понимает вашу речь вкупе с интонациями, жестами и микромимикой, которые уникальны для каждого человека. Поэтому так, как вы просите его(ее) что-то сделать не простит больше никто. Чтобы развить речь ребенка на его слова отвечайте вопросом, пусть он(она) слышит, как произносится то, о чем он(она) просит. Например, когда ребенок говорит: «бу», Вы можете спросить: «Ты хочешь бутылочку?». Когда ребёнок пытается попросить о чем-либо жестами, а вы уверены, что он знает, как это называется, спрашивайте его: «Что ты хочешь?». Читая книжки, показывайте на картинки и называйте, что изображено. Так вы расширяете его словарный запас.
Дитя учится ходить и в его сферу внимания теперь попадают все окружающие его предметы. Все, что может ему навредить стоит убрать подальше. Если предметов, которые могут навредить ему или сломаться будет слишком много, то вы будете вынуждены ему(ей) запрещать, и тем самым сформируете негативную реакцию на слово «нельзя» и оно не будет работать. Но кроме этого, это не даст ребенку научиться чему-то новому и ограничит его в развитии. Пусть у ребенка будет несколько ящичков, коробок в которые он(она) может открывать без вреда для себя.
Предметы же опасные, которые невозможно убрать старайтесь обезопасить на «всякий случай». Но и «нельзя» в этом случае будет полезно — это слово будет ассоциироваться у ребенка с опасностью и научит реагировать адекватно на него в будущем.
С этого возраста можно начать включение ребенка в общество.
Приглашайте в гости друзей его (ее) возраста, ходите в гости сами.
И на примерах учите делиться, просить. Если ваше чадо отбирает игрушки, дерется, показывайте и говорите, как нужно поступить в такой ситуации. И помните, это нормально, ребенок никогда не был в обществе раньше, вам не должно быть стыдно за его поведение. Ваша задача дать ему (ей) адекватный пример и научить. Так постепенно вы приучите ребенка к границам в отношениях, он не станет излишне эгоистичным.
Психолог Алексеева Светлана
Оригинал статьи http://orensand.ru/article/malenkii-kaprizulya-kak-preodolet-krizis-1-goda