Кризис 3 лет! Пройдем мягко..
Кризис 3 лет, как становится понятно из названия, начинается примерно в 3 года. Однако в каждом случае индивидуально, и границы его мы можем обозначить примерно от 2,5 до 4 лет.
Типичная жалоба родителей:
«Мой(я) малыш(ка) всегда был(а) очень милым ребенком, приветливым, ласковым. А тут… Как подменили… Кричит, чуть что не так плачет, пытаюсь его обнять, успокоить он(она) отталкивает меня, а потом обижается, что я не обняла. Не понимаю…».
Что происходит?
В этот период ребенок меняется внутри, но при этом внешние условия остаются прежними. Часто именно в этом периоде чаще звучит фраза: «Я сам!». Парадокс в том, что дитя начинает чувствовать себя самостоятельным, таким же «большим как мама и папа», а границы дозволенного для него прежние. Ему все также нельзя пользоваться спичками и маминым утюгом, самому копаться в папиных инструментах и «строить что-то». Кроме запретов есть еще и то, что малыш(ка) хочет делать, но у него(нее) пока не получается.
Вспомните свою ситуацию, когда вы начинали делать что-то новое: вождение автомобиля, вязание, строительство. Вы знаете, какой хотите результат (чувствовать себя комфортно за рулем, быстро и безопасно передвигаться по городу, сделать красивое изделие и т.п.), но пока у вас начнет получаться…, какие эмоции вы испытываете? Нетерпение? Раздражение? Гнев? Примерно так чувствует себя ваш ребенок. Ему(ей) уже доступно так много всего из взрослого мира: он(она) сам ходит, говорит, ест, может использовать множество предметов. И происходит обобщение: если я могу сам ходить (бегать, прыгать и т.п.), значит мне можно то же, что и маме/папе. Ребенок начинает многочисленные проверки: получится/не получится, сломается/не сломается и т.д.
Т.е. с одной стороны, многие желания малыша не совпадают с его реальными умениями, возможностям (пальчики не слушаются, сил не хватает…) , а с другой стороны, он сталкивается с постоянной опекой взрослых, запретами и преградами («брось», «не трогай», «не лезь», «не сможешь…»). Согласитесь, есть с чего стать раздражительным и капризным.
Что делать?
Выделяют семь основных симптомов кризиса 3-х лет. Если Вы найдете у своего чада хотя бы некоторые из них, то примите наши поздравления: Ваш малыш развивается, как это и запланировано природой.
Негативизм – выражается в стремлении ребенка сделать наперекор, иногда даже вопреки собственному желанию, лишь потому, что это предложил не он(она) сам, а Вы.
Типичный пример: Мама говорит: «Иди, поиграй с машинкой!», — зная, что это его любимая игрушка. И вдруг ребенок с криком отвечает: «Не пойду!».
В таких ситуациях предлагайте малышу что-либо в виде вопроса: «Пойдешь играть с машинкой?»
Упрямство – проявляется в стремлении ребенка показать свою правоту, жесткость своего решения: «Я так решил, значит так и будет!», даже если это решение противоречит его желаниям и всякой логике.
Не настаивайте, дайте время ребенку остыть, передумать. Он оценит ваше предложение, но решение опять же, будет за ним. Ваша задача лишь найти способ подать свое предложение так, чтобы ребенок на него согласился. Например, вам хочется перевести ребенка на более спокойную игру, а он прыгает по дому с пистолетом. Вы можете ему сказать:
«В книжке, которую я тебе приготовила (лежит там-то и т.п.… по ситуации), спрятаны волшебные сюрпизики для тебя», — предварительно вложив в нее яркие наклейки, фишки или рисунок, который нужно раскрасить.
Может, ребенок согласится не сразу, но если Вы будете выразительны, ему станет любопытно и он сам через некоторое время попросит эту книжку.
Строптивость и симптом обесценивание – такая форма поведения безлична, она направлена в целом против норм воспитания, образа жизни. Так Ваше чадо проверяет границы дозволенного. Позвольте ему(ей) «обжечься» (в рамках разумного, конечно). Но если он(она) хочет бросаться песком, ломать, крушить, показывать рожицы дайте ему(ей) эту возможность. Но(!) Ваша задача смягчить удары – последствия такого поведения должны показать ребенку, что можно, а что нельзя. Не волнуйтесь, такое поведение пройдет, помните, малыш ведет себя так не из вредности – он занят важным делом – изучает мир, и ему нужна ваша поддержка.
Еще по возможности обыграйте неприятные моменты: ребенок начал крушить — предложите сыграть в боулинг, сбивая кегли, рвет книги – замените старой газетой и п.т.
Протест-бунт – ребенок находится в состоянии войны и конфликта с окружающими. В этом возрасте у ребенка происходит мощная перестройка внутри, его(ее) психика сейчас уязвима и любое давление добавляет внутреннего накала. Малышу обязательно нужно сбрасывать энергию.
В этом возрасте особенно важно соблюдать режим (это поможет избежать стрессов) и ходить на прогулки на открытый воздух. Причем, ребенок должен набегаться, напрыгаться вдоволь (батуты, турники, лесенки, горки и проч.), так чтобы «приползал» домой.
Своеволие – стремление сделать все самому(самой). Найдите те сферы жизни, где его(ее) самостоятельные действия не нанесут вреда ребенку, и дайте ему(ей) себя в них реализовать – разбирать покупки из магазина, складывать вещи, пылесосить и проч. Если Вы опасаетесь за результат предложите сделать это вместе.
Деспотизм – малыш требует делать все только так, как он говорит и не приемлет возле себя других детей. Это обычно проявляется, когда кризис затянулся. В таком случае уступайте ребенку в «мелочах». Но в том, что касается здоровья и безопасности самого ребенка и других – будьте тверды (всегда!). Позволяете чаду совершать ошибки, сейчас ребенок учится исключительно на собственном опыте. Ваши нравоучения ему не помогут.
Итак, подводя итог: как вести себя родителям с ребенком, переживающим кризис 3-х лет.
1) Свои предложения формулируйте в виде вопроса, желательно в виде альтернативы: «Ты какую кашу будешь? Гречневую или рисовую?»
2) С ребенком разговаривайте на равных, он(она) теперь «взрослый(ая) как мама и папа». Говорите «спасибо», «пожалуйста», спрашивайте разрешения взять что-то и т.п.
3) Обыгрывайте неприятные моменты и привлекайте его(ее) в игру, чтобы заинтересовать и переключить на то, что нужно вам.
4) Организуйте плацдарм, где он(она) будет хозяином и там МОЖНО ВСЕ!
5) Уступайте в мелочах и помните, что именно в этом возрасте формируются лидерские качества, умение постоять за себя, отстоять свою позицию. Но и нормы поведения, моральные качества и «картина мира» – также часть «приобретений» трехлетнего возраста.
Психолог Алексеева Светлана
Оригинал статьи: http://orensand.ru/article/krizis-3-let-proidem-myagko