Исцеляющее искусство или психологический потенциал рисования песком
Рисование песком (Sand-Art), как вид искусства, в России появился относительно недавно. Sand-Art был создан благодаря аниматору Каролайн Лиф. Ее работы распространились по всему миру и завоевали сердца многих зрителей и художников. С виду простые движения превращаются благодаря ловкости рук в сюжет, повествуя целую историю… Не умение рисовать в этом искусстве главное. Это, несомненно, играет роль, но песок – материал «живой», со своим «характером». Он не терпит суеты и легкомыслия. Прочувствованность сюжета – вот залог красивой картины.
О красоте песочной анимации говорится много. Но вот о том, что это и полезно, известно не всем. Тактильное восприятие и мелкая моторика рук и пальцев – это та область психики, которая на сегодняшний день требует внимания. Перья и чернила канули в лету. На их месте шариковые ручки и сенсорные экраны… А ведь сколько сноровки и гибкости пальцев требует перо! Но увы… А дети больше не играют голышами и камушками на улице, нет необходимости мастерить куклы, пистолеты и сабли из веточек и проволоки; они теперь стреляют из дорогих «стрелялок», которые еще и жужжат и свистят сами.
Рисуя песком, человек, будь то ребенок или взрослый, задействует и пальцы, и кисти рук. Рисование развивает тонкое тактильное восприятие, требует анализа и гибкости мышления, развивает воображение и раскрывает творческий потенциал.
Известно, что от того, насколько развито у человека восприятие, настолько «идеальны» и богаты его картина мира и образ «Я», важные для сохранения и закрепления личностно значимой информации. А этот опыт является необходимым для эффективного взаимодействия с людьми и собственным внутренним миром.
Сочетание в развивающих занятиях с ребенком музыкальных, изобразительных, ритмопластических и сказкотерапевтических подходов обеспечивают полноценный потенциал, базу, на которую ложится изучаемый материал. К сожалению, ни в дошкольных учреждениях, ни школах такого похода нет. Есть некая разорванная система, которая, по идее должна стать единой. Но дети таковы, что не всегда они готовы следовать системе, строго соблюдать предложенный алгоритм. А иногда они не могут сделать этого в силу индивидуальной физиологической организации.
Дети, которые не приучены или из-за своих особенностей не могут выражать и описывать свои чувства, анализировать состояния других часто попадают в сложные или конфликтные ситуации. Ребенок, находясь в своих переживаниях, не зная как их выразить, пропускает «мимо ушей» все, что ему преподают. А затем его строго спрашивают, давая некую оценку его «знанию». И переживания усиливаются… Замкнутый, малообщительный ребенок, с малым словарным запасом «не слышит» речи педагога, постепенно становясь «неформальным», неудобным, отстающим. И тогда он находит успешность в другом – в поведении хулигана, шута, изгоя…
Терапия искусством может служить способом освобождения от конфликтов и сильных переживаний; ускорителем терапевтического процесса; вспомогательным средством для интерпретаций и диагностической работы; дисциплинирующей и контролирующей «силой»; средством развития внимания к чувствам, усиления ощущения собственной личностной ценности и повышения художественной компетентности.
При этом рисование песком, в отличие от других видов искусства позволяет задействовать сразу все каналы восприятия, навыки рефлексии, развитие памяти, мышления, внимания.
Этот метод позволяет:
1) Развить сферу тактильного восприятия, мелкую моторику пальцев;
2) Развить гибкость мышления, память, внимание;
3) Научиться осознавать себя, выражать собственные чувства;
4) Увеличить прогресс в личностной коррекции. Подсознательные конфликты и внутренние переживания легче выражаются с помощью зрительных образов, чем в разговоре во время вербальной психотерапии;
5) Диагностировать текущее состояние. Картина, созданная собственными руками, есть не опровергаемое доказательство и свидетель произошедших в человеке изменений. А ее содержание и стиль предоставляют информацию для анализа текущих переживаний;
6) Работать с мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми. Иногда невербальное средство оказывается единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения;
7) Развить чувство внутреннего контроля, прогнозирования;
8) Усилить ощущение собственной личностной ценности, повысить художественную компетентность;
9) Разрешать семейные и межличностные конфликты;
10) Развить межполушарное взаимодействие;
11) Раскрыть ресурсы и сделать их инструментом в жизни;
12) Повысить мотивацию в деятельности;
13) Проработать внутренние конфликты, сложные ситуации, принять решение. Как говорит Эдит Крамер, «каждое произведение искусства отражает в своей сути конфликт между мотивами, который дает жизнь этому произведению, а также в большей степени определяет его форму и содержание».